Стань партнером
О нас
Готовим страницу
Скоро мы познакомим вас с нашим кланом
Cкоро
мы сделаем вам предложение, от которого
вы не сможете отказаться.
Почему настоящий шоколад без заменителей скоро станет дефицитом
Рынок шоколада переживает потрясения: из-за изменений климата сокращаются урожаи какао-бобов, выращивать их становится трудно и невыгодно, цены на шоколад стремительно растут, а производители активно ищут альтернативы, инвестируя в стартапы с новыми решениями. В будущем шоколад, как мы его знаем, может сильно измениться: в нем появится больше заменителей какао и разных добавок. А вот качественный шоколад уже становится настоящей роскошью. Что нас ждет в будущем и как это отразится на том, что мы едим?
  • У шоколада неприятности: изменения климата привели к неурожаю какао-бобов. Основные производители какао — африканские страны — недавно пострадали от штормов и засух, а это привело к самому большому дефициту предложения за 60 лет. При этом современные экологические требования приводят к удорожанию выращивания сырья. Логистика также стала сложнее и дороже. Процесс шел уже несколько лет, но в самом конце декабря 2024 года фьючерсы на какао в США достигли исторического максимума в $12 646 за тонну — а с начала 2024 года цены на какао выросли практически втрое.
Похоже, ожидать естественного возвращения прошлых цен не имеет смысла — прогнозы неблагоприятны: к 2050 году треть какао-деревьев на планете Земля может вообще перестать существовать. Какао-бобы притязательны: расти хорошо они могут лишь в определенных местах в джунглях (в диапазоне 20 градусов севернее и южнее от экватора), а к любым переменам климата просто не готовы: им не подходит даже сезонность, температура и влажность должны оставаться неизменными. Весь «швейцарский» и «бельгийский» шоколад растет в Кот-д’Ивуаре и Гане. Популярность какао и пальмового масла привела к изменению ландшафта в этих регионах: так, в Кот-д’Ивуаре с 1960 года было потеряно 85% площади лесов. Это еще не все: например, организация EcoWatch сообщает, что опылению подвергаются только от 10% до 20% цветков какао — а полноценное опыление критично для выращивания плодов.
  • Выращивать какао-бобы станет невыгодным уже к 2030 году. Поэтому африканские и индонезийские фермеры отказываются от какао-бобов в пользу других культур — пальмового масла или каучука.
Шоколад — привычное лакомство у большинства людей: в США, например, 90% опрошенных назвали шоколад любимым десертом, в среднем съедая по 9 кг в год. Россияне съедают 7 кг шоколада в год в среднем, в странах ЕС на каждого приходится примерно по 5 кг. Жители Франции едят «всего» 3,6 кг, швейцарцы, видимо, делают такой вкусный шоколад, что едят не менее 11,6 кг в год. В 2023 году Европа занимала самую большую долю рынка шоколада — 45%, за ней шли Северная Америка и Азия.
Индустрия по производству шоколада в 2025 году оценивается в $140 млрд. «В начале 2025 года рынок какао стоит на перепутье: с одной стороны — возможности для инноваций и ответственного потребления, а с другой — угрозы продолжающейся волатильности. Рынок какао — история, за которой стоит следить независимо от того, являетесь ли вы трейдером, производителем или потребителем», — советует старший аналитик агентства Phillip Nova Приванка Сандчева.
Надо понимать, что производители какао и шоколада не тождественны. Если какао растет в основном в Африке (меньше в Индонезии и Бразилии), то шоколад делают преимущественно крупные компании в Европе и США. Это Lindt & Sprüngli и Nestlé (обаизШвейцарии), вторыевтомчислепроизводят KitKat и Crunc, Mondelez International (США) — Oreo, Toblerone и Cadbury, Ferrero (Италия) —  Ferrero Rocher, Kinder, нуи, конечно, Mars Inc. (США). Кстати, Mars Inc еще в апреле прошлого года повысили на 15%.
«Цены на какао, по всей видимости, останутся высокими в среднесрочной перспективе и будут колебаться около отметки $6000 за тонну после достижения сбалансированного рынка», —предсказывают аналитики JP Morgan. Журнал Fortune уверяет, что «шоколадные миллиардеры стали богаче, а фермеры в Гане и Кот-д'Ивуаре за последние несколько лет столкнулись с двузначным падением своих доходов».
Как меняются цены на шоколад в России
В России многие любители теперь не по своей воле «сядут на диету»: стандартная плитка шоколада с прошлого года стала меньше (на 14%), а цена на продукт выросла на 31% лишь за несколько месяцев (а на дубайский — в четыре раза, с 561 до 2200 рублей за плитку). Если в шоколаде был хороший процент какао-бобов, то он подорожал сильнее: например, Ritter Sport в прошлом году поднял цену на 40%.
В 2024 году россияне купили меньше шоколада, чем в 2023-м, но сумма денег, потраченных на него, увеличилась: «Натуральные продажи плиток шоколада за весь 2024 год на российском рынке сократились на 7,1% год к году, при этом в денежном выражении выросли на 8,3%», — пишет «Коммерсант», опираясь на данные аналитической компании «Нильсен».
Основательница шоколадной лаборатории «E-O chocolate» Елена Овсянникова рассказывает Forbes Life, что, когда она приняла решение заниматься производством шоколадных конфет ручной работы, продукт был ориентирован на средний класс. Но стоимость шоколада начала расти, поэтому предпринимательнице пришлось выходить на премиальный сегмент. За эти семь лет шоколад в среднем подорожал в четыре раза (основной скачок пришелся на последние пару лет), подсчитывает Овсянникова.
По словам Овсянниковой, закупочные прайсы 2018 и 2025 годов показали, что 7 лет назад килограмм базового темного бельгийского шоколада стоил 550 рублей, а прямо сегодня продается за 2193 рубля, а белый французский шоколад вырос с 773 рублей до 2913 рублей за кг. «Совершенно зеркально выросла и стоимость наших конфет. Минимальное ассорти из 9 конфет подорожало за эти годы с 550 до 2100 рублей. Так незаметно конфеты ручной работы стали люксовым продуктом», — резюмирует Елена Овсянникова.
Интересный факт — потребители отвечают на рост цен корректировкой предпочтений: в России стали покупать больше изделий, содержащих шоколад — штрудели с шоколадом и вафли в шоколаде выбирают почти на 20% больше; даже драже в шоколаде показывает рост на 17%. Видимо, так можно сохранить в рационе привычный продукт, чуть нивелировав его подорожание. Цены на эти десерты тоже растут, просто не настолько драматично.
«Мы привыкли воспринимать шоколад как что-то однородное, но на самом деле это сложный продукт, состоящий из какао тертого, какао-масла (или его заменителей), сахара, ванили или искусственных ароматизаторов, сухого молока и в большинстве случаев — эмульгаторов, соевого или подсолнечного лецитина», — объясняет Овсянникова. Каждый из этих ингредиентов дорогой, но может быть разного качества. Самое же ценное сырье — какао-масло, поэтому именно его пытаются заменить массовые производители. Это сказывается на вкусе. «Каждый из нас может представить у себя во рту пластилиновую коричневую сладкую массу, отдаленно напоминающую шоколад — так не должно быть, но это уже реальность», — рассказывает Овсянникова.
Добавились пошлины
В России ситуация с шоколадом еще более сложная, чем по миру, так как ко всем глобальным невзгодам присоединились падение курса рубля и таможенные пошлины. Речь о новом повышении сборов на ряд товаров из недружественных стран, куда был включен белый шоколад (традиционно Россия закупает шоколад из Италии, Бельгии, Германии). Из-за этого цены на локальном рынке вырастут еще почти на 20% начиная с 1 февраля 2025 года, об этом заранее предупредил российский офис крупнейшего производителя «Барри Каллебаут».
В списке товаров, на которые выросла пошлина, указан и белый шоколад, популярность которого хоть и растет в последние годы, но который, безусловно, не настолько распространен, как молочный или черный. «Скорее всего, так подумали и чиновники, которые составляли список товаров, — говорит один из участников российского кондитерского рынка. — На самом деле вся «кондитерка» зависит от белого шоколада: это и начинки для конфет, и кремы для тортов, и многое другое. Вы будете удивлены, но вы едите белый шоколад чуть ли не каждый день».
Заменители наше будущие
«Существуют очевидные обязательства, которые мир взял на себя, но, говоря откровенно, мы не думаем, что все вместе продвигаемся в этом направлении достаточно быстро», — так в 2017 году говорил Барри Паркин, глава компании Mars по устойчивому развитию, когда его спрашивали про возможные перебои с сырьем для шоколада и какао-кризисе. C тех пор рынок продиктовал свои правила, в последнее время производителям пришлось ускориться.
Недавно издание Financial Times выпустило материал, в котором сообщалось, что производители, глядя на цены, готовы срочно переориентироваться: «Из-за резкого роста цен на какао и все более строгих требований по устойчивому развитию производители шоколада и других кондитерских товаров начинают вкладывать большие деньги в поиск альтернатив шоколаду», — сообщает издание.
Возможно, через пару десятилетий мы вообще забудем истинный вкус шоколада. «Данные по прогнозированию климата показывают, что около 25% ферм какао не смогут производить продукт. Полная замена шоколада или добавление в него альтернативных продуктов, как предлагаем мы, с целью снижения общего содержания какао может помочь не только достичь цели устойчивого развития, но и понизить затраты», — сказал Росс Ньютон, CEO Nukoko, стартапа из Великобритании.
Каким конкретно будет новый шоколад, пока сложно сказать, каждый пытается нащупать подходящий рецепт. Возможно, у нас будет выбор: кто-то выращивает клетки какао в биореакторах для создания таких биохимических продуктов, как масло и какао-порошок, другие ищут аналоги привычным ингредиентам. «Мы получили более 500 различных вариантов продукта между нашим первым прототипом и нынешней формулой — и ничего из первоначального продукта не дожило до коммерческой модели», — признает Макс Маркварт (Max Marquart) из немецкой компании «Planet A Foods», которая поставляет сырье другим производителям (например, для Lindt).
Один из популярных какао заменителей — кэроб, или порошок из рожкового дерева. Он сладкий, подходит по цвету, без кофеина, содержит минералы, антиоксиданты, до 8% белка. Для снижения себестоимости шоколадных изделий часто используются заменители какао-масла, такие как лауриновые (кокосовое масло или масло африканской пальмы) и нелауриновые (гидрогенизированные растительные масла, соевое, рапсовое, хлопковое, арахисовое).
Компания «Voyage Foods» использует базу из виноградных семечек, протеина из подсолнечника, сертифицированного пальмового масла и масло косточек ши для производства пасты, похожей на шоколад.
Стартап Planet A Foods, основанный братом и сестрой, использует традиционные методы ферментирования и обжарки для переработки овсяной крупы, семян подсолнечника и масла ши для производства пасты ChoViva, альтернативы шоколада без какао. Компания Food Brewer — один из немногих стартапов, который производит клеточные линии из образцов растений и на их основе выращивает какао (и кофе) в биореакторах. Обычно стартапу требуется всего несколько недель для того, чтобы создать новую клеточную линию. Кто-то использует желтый горох (порошок, муку) в веганских версиях шоколада.
«Если мы не поменяем подход к производству какао, у нас не будет шоколада через 20 лет, — рассказывает для Financial Times Михаль Бересси Голомб, CEO компании Celleste Bio. — Искусственно производимое какао позволит индустрии не зависеть от природы». По ее словам, глобальный дефицит и рекордные цены привлекают интерес и инвестиции от производителей шоколада, кондитерских изделий и инвесторов. «Все хотят участвовать в вечеринке», — добавляет она.
Примерно месяц назад швейцарский производитель шоколада Food Brewer объявил, что будет выращивать какао в лаборатории. «Основатели компании Food Brewer хотят революционизировать производство какао. Они верят в будущее, в котором сосуществуют еда, устойчивое развитие и традиции», — сказано в их сообщении. Справедливости ради, еще в 2021 году исследователи в Институте прикладных технологий Цюриха разработали искусственный шоколад. Mondelez International (создатели «Орео») тоже инвестировали в инновационные решения по производству какао: их стартап уверяет, что способен произвести до тонны масла какао всего лишь из одного стручка. 
Сегодня стартапы по производству альтернативного сырья для шоколада — это компании со всего мира: США, Израиль, Германия, Дания, Великобритания, Сингапур — география обширная. Почти $100 млн привлекли американцы Voyage Foods, около $55 млн — немецкая Planet A Foods, но чаще такие стартапы имеют по $500 000 — $6 млн. «Цены на какао еще не упоминались в новостях, когда мы начинали альтернативные разработки. Мало кто вообще смог бы ответить на вопрос, где выращивают какао. А теперь, когда цены так выросли, гораздо легче объяснять инвесторам, чем мы занимаемся», — говорил Адам Максвелл (Adam Maxwell), СЕО компании Voyage Foods.
Смотрите на состав
Темный шоколад содержит высокий процент какао-продуктов (от 50% до 90% от общего состава) и минимум молока, молочный — меньше какао и больше молочных добавок, а белый шоколад состоит из какао-масла, сахара и молока, без какао-порошка.
 «Продукт с менее чем 50% этого компонента будет иметь невыраженный и неяркий вкус, поэтому производители добавляют в него множество искусственных подсластителей и ароматизаторов», — рассказывает врач-диетолог ФИЦ питания и биотехники Светлана Родионова. При выборе шоколада лучше остановиться на сыром какао-порошке, советует врач, ведь он изготавливается методом холодного отжима бобов, не подвергавшихся обжарке. Такое приготовление сохраняет живые ферменты и отделяет жирное масло какао. Кондитерский какао-порошок выглядит аналогично, но он обжарен при высоких температурах, сырой продукт полезнее, поэтому рекомендуется обращать внимание на этот ингредиент.
Не все заменители шоколада обязательно будут вредны, считает диетолог Родионова. По ее словам, пасту из миндаля или кешью вполне можно внедрить в шоколадные изделия — ореховые пасты богаты белками и полезными жирами. Также не стоит бояться кокосовой стружки, она содержит полезные жиры и клетчатку. Кэроб — порошок из плодов рожкового дерева — содержит меньше кофеина и больше пищевых волокон. «Некоторые альтернативы могут помочь удовлетворить тягу к сладкому и шоколадному вкусу, не выходя за рамки бюджета», — говорит диетолог.
Росстат оценивает килограмм шоколадных конфет примерно в 1000 рублей, а премиум-шоколад будет стоить примерно от 2000 за коробку конфет. Ирина Гармаева считает, что производители, которые выпускали продукцию, используя натуральный шоколад, вряд ли будут его менять — просто поднимут цены. «Аудитория, которая выбирала качественный продукт, продолжит покупать, но, возможно, чуть реже, чем раньше», — говорит она. «Хороший, сортовой шоколад станет роскошью, — резюмирует Елена Овсянникова. — Пропасть в стоимости и в качестве между натуральным сортовым шоколадом без добавок и заменителей и продуктом масс-маркета уже гигантская, дальше — только хуже».